Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Вт Мар 01, 2005 2:41 am |
|
|
Глава 8:
"Рагевин, по завещанию Оттона, продолжил за него "Деяния Фридриха", но ныне, завершив четвёртую книгу, остановился. Счёл богохульством превосходить число святых Евангелий. И, распрощавшись с двором, в сознании исполненного долга, он скучал ныне в далёком баварском монастыре. Баудолино написал ему, что имеет доступ к безбрежной библиотеке Сен-Виктора, и Рагевин попросил его перечислить какие-либо редкие трактаты, дабы дать ему возможность обогатить свою учёность.
Баудолино, разделяя мнение Оттона относительно бедной фантазии скромного каноника, счёл за благо предложить ему неожиданную умственную пищу и поэтому, сообщив несколько названий тех томов, что действительно он видел, присовокупил и ряд других, которые тут же сам на месте выдумал, например "De optimitate triparum" ("О превосходных качествах требухи") Достопочтенного Беды, а также трактаты "Ars honeste petandi" ("О благопристойном ветров выпускании"), "De modo cacandi" ("О способах испражнения"), "De castramentandis crinibus" ("О постое гарнизонов в волосах") и даже "De patria diabolorum" ("Отечество дьявола"). Эти труды изумили и даже ошеломили доброго каноника, который поспешил затребовать списки сих несусветных таилищ знания. Баудолино с удовольствием оказал бы ему эту услугу, чтоб искупить вину за пергаменты Оттона, в давнем прошлом им соскобленные, но не знал, откуда бы списать эти сочинения. Поэтому он отговорился: сочинения-де и вправду содержатся при Сен-Викторе, но они почти еретические и каноники не выдают их читателям.
– Через некоторое время, – сообщил Никите по ходу рассказа Баудолино, – я узнал, что Рагевин написал одному парижскому учёному с просьбой получить для него запрещённые тома у сен-викторцев, на что те ответили, натурально, что не находят запрашиваемых книг на полках. Обвинили библиотекаря в халатности. Тот божился, что он, бедняга, даже названий этих не видел. Надо думать, в конечном итоге какой-нибудь каноник, желая привести дела в порядок, взял да и написал эти сочинения... Надеюсь, что они когда-нибудь обнаружатся ко всенародной радости..." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Ср Мар 02, 2005 2:42 am |
|
|
Глава 10:
"Баудолино пасхальным утром, в то время как император с великой помпою в Павии праздновал Воскресение Христа, спешил хотя бы одним глазом взглянуть на mirabilia urbis Mediolani прежде чем Милан вообще перестанет быть. Так-то он и очутился на паперти перед дивной базиликой, покамест неповреждённой, и стал глядеть, как на той же площади павийцы крушат какой-то дворец и так стараются, как будто им за это платят. Они же сообщили ему название базилики: Святого Евсторгия, и что на следующий день у них дойдут руки до неё. «Больно уж ладная церковь, никак оставить не можно», – привел самый дюжий громила убедительный довод в пользу своего замысла...
В боковой капелле рядом с высеченным из камня саркофагом старый священник жалобно всхлипывал, вернее повизгивал, как раненое животное...
– О, что жизнь без этой церкви? Но небо меня по грехам карает. По честолюбию, много лет назад, чтоб этот собор стал прекраснее и знаменитее прочих, я совершил такой грех...
Какой грех мог быть на совести почтенного старца? Баудолино спросил его.
– Очень давно один путешественник с Востока мне предложил купить самые ценные мощи христианского мира, нетленные останки троих Волхвов-Царей...
– Все трёх? Волхвов? Целые?
– Всех трёх, Волхвов, целые. Будто живые, то есть, я имею в виду, будто вчера умершие. Я знал, что это не может быть... ибо о Царях-Волхвах говорится только в одном Евангелии, в Евангелии от Матфея, и говорится крайне скупо. Только одно: они достигли Иерусалима, шествуя путём звезды. Ни один христианин не знает, откуда они приходили, куда вернулись. Как могло отыскаться их погребение? Поэтому я не осмелился объявить миланцам, что я держатель святыни. Боялся, как бы ради алчности не начали приваживать сюда верующих со всей Италии, зарабатывать на псевдореликвиях...
– А значит, ты не грешил.
– Я согрешил, схоронив покупку в освящённом месте. Надеялся, что будет знамение небес, но знамения я не дождался. Теперь не хочу, чтоб святыня досталась этим вандалам. Чтобы они поделили между собой останки в надежде увеличить славу своих родных городов, которые разрывают нас на части. Прошу тебя, уничтожь следы моей старой слабости. Приди с кем-нибудь до вечера и забери эти псевдореликвии, уничтожь их. Нетяжёлой работой заслужи себе рай, плоха ли награда?
– И тут я припомнил, государь мой Никита, что о Волхвоцарях упоминал и Оттон в связи с царством Пресвитера. Конечно, если бы тот старичок вытащил Волхвов ни с того ни с сего, никто бы не поверил. Тут, впрочем, встаёт один побочный вопрос. Чтобы быть подлинными, обязательно ли мощам восходить либо к святому, либо к какому-то проявлению святости?
– Совершенно не обязательно. Многие мощи, которые хранятся тут у нас в Константинополе, весьма сомнительного происхождения. Богомольцы же, прикладываясь к мощам, обоняют точимые многочудесные благовония. Их вера придаёт мощам подлинность, а не мощи придают подлинность их вере.
– Именно. Вот и я подумал, что реликвия получает смысл, когда она находит правильное место в подлинной истории. Вне истории Пресвитера Иоанна Волхвоцари, подсунутые бродячим продавцом ковров, не имели значения. А вот в составе истории Пресвитера они превращаются в подлинное доказательство. Дверь не дверь, если вокруг двери нет дома. Она просто дыра, да и даже не дыра, потому что пустота, если вокруг неё нет полноты, это даже не пустота. Тогда я понял, что располагаю историей, в составе которой Волхвы могут что-то означать. Я подумал, что если должен рассказывать об Иоанне, дабы открыть императору Фридриху врата Востока, то подтверждение в виде Волхвоцарей, которые именно с Востока и приехали, укрепляет мои позиции. Эти бедные Цари почиют в своём саркофаге, позволяя павийцам с лодийцами разорять город, несознательно их приютивший. Они, ничем не обязанные Милану, попавшие туда проездом, спят себе как в гостинице, в предвкушении новых перепутий... У них довольно авантюрные характеры. Ведь отправились же они в своё время за тридевять земель по знаку какой-то там звезды? Теперь троим бродягам требовался новый Вифлеем." |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
Вазари. Жизнеописания. | Добавлено: Чт Мар 03, 2005 1:01 am |
|
|
О Леоне Леони, аретинце и других скульпторах
".............
Милан обладал еще одним скульптором, который умер в этом году и которого звали Томмазо Порта. Он отлично работал в мраморе и, в частности, подделывал античные мраморные бюсты, и этими подделками торговали как подлинниками. Маски же он подделывал настолько хорошо, что сравнить его не с кем. Да и сам я обладаю одной такой мраморной маской его работы, которая стоит на камине моего дома в Ареццо и которую каждый принимает за античную. Он же сделал из мрамора в натуральную величину бюсты всех двенадцати императоров — редкостнейшую работу, но папа Юлий III их у него отобрал, пожаловав ему взамен должность при одном из своих учреждений с годовым жалованьем в сто скудо и как большую редкость продержал их у себя в покоях в течение уж не знаю скольких месяцев. Однако то ли, как полагают, по наущению вышеназванного Гульельмо, то ли других его завистников эти бюсты были использованы против него. Действительно, невзирая на почетный дар, пожалованный ему этим первосвященником, они были ему возвращены и присланы ему на дом. Правда, впоследствии стоимость их была ему возмещена, к тому же и на лучших условиях, торговцами, переправившими их в Испанию. Но никто из тех, кто подделывает античные вещи, никогда не мог с ним в этом сравниться, да и мне казался он достойным упоминания, тем более что он уже отошел к лучшей жизни, оставив после себя молву и славу о своем мастерстве.*"
*О Томмазо делла Порто сведения относятся к 1520-1567 гг. Названные Вазари работы не сохранились |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Чт Мар 03, 2005 1:38 am |
|
|
Древнейшая карта звездного неба может быть фальшивкой
(01.03.2005)
Диск, который представляет собой самое древнее отображение космологических представлений о мире, обнаруженное в Европе, может оказаться фальшивкой, передает The Guardian. Сотрудники музея Германии в Мюнхене убеждены, что диску с изображением планет и звезд 3600 лет. Однако один из ведущих археологов страны, профессор Питер Шоер (Peter Schauer) из Регенсбургского университета, заявил, что это подделка.
По словам Питера Шоера, патина на диске создана искусственно - при помощи кислоты, мочи и паяльной лампы. Кроме того, профессор утверждает, что углубления на диске сделаны не инструментом бронзового века, а вполне современной машиной. "Мои коллеги не хотят этому верить. Но сомнений в том, что диск - фальшивка, мало", - заявил Шоер. По мнению профессора, диску может быть не больше двухсот-трехсот лет.
http://www.lenta.ru/news/2005/03/01/sky/_Printed.htm |
|
Вернуться к началу |
|
|
dist Гость цитировать
|
вермееры | Добавлено: Пт Мар 04, 2005 9:50 pm |
|
|
1945 год. Истерзанная, израненная Европа встречает первую мирную весну. Это была весна радости и надежд, многим из которых, правда, так и не суждено было сбыться. Чистое небо было завоевано слишком дорогой ценой, и место под ним должно было принадлежать тем, кто боролся за него и не запятнал свою честь позором сотрудничества с врагом. Настало время спросить с тех, кто за бесценок продавал оккупантам интересы Родины.
29 мая 1945 года у особняка по адресу Кайзерсграхт, 321 в Амстердаме остановилась машина. Из нее вышил офицеры американской разведки и нидерландской военной полиции.
- Господин Хан Антониус ван Меерген?
По лицу представительного, элегантного мужчины с коротко стрижеными усами разлилась смертельная бледность.
- Ордер на арест.
Спустя какое-то время художник ван Меерген сидел в кабинете государственного инспектора Вооинга. Начинался первый допрос. Одиночная камера амстердамской тюрьмы, пять шагов в длину, три в ширину. Небольшое окно с решеткой. Шаги надзирателя в коридоре. Полтора месяца художник запирался, вилял, выкручивался. Но факты были неумолимы. С документами на руках следователь закрывал все лазейки для спасения.
- Признаете ли Вы себя виновным в коллаборационизме и пособничестве немецким оккупантам? Признаетесь ли в том, что в 1943 году при посредничестве контролируемой немцами антикварной фирмы Гудстиккер и агента Геринга банкира Нидля Вы продали в коллекцию рейхсмаршала Генриха Геринга картину художника Яна Вермеера Дельфтского Христос и грешница"?
За эту картину Геринг заплатил 1 650 000 гульденов, из которых Вы за вычетом комиссионных получили миллион гульденов. Все правильно?
В углу секретарь отстукивал на машинке протокол допроса. Обвиняемый с трудом выдавил из себя:
- Да.
Снова одиночная камера. Снова кошмары при одной только мысли о приговоре. Ван Меерген прекрасно понимал, что ему грозит: мало того, что в обход голландским законам он продал за границу картину одного из величайших мастеров прошлого, он продал ее Герингу, человеку, по приказу которого на Нидерланды были брошены тысячи бомб. Позор, тюрьма, в общем, будь что будет, лишь бы остаться жить...
- Нет, национальное достояние Голландии не потерпело ущерба. Cвои деньги Геринг отдал не за шедевр, а за фальшивку. "Христа и грешницу" написал не Вермеер, а я, ван Меегерен.
Заключенный не сдерживал торжествующей улыбки и поднял голову, словно ожидая почестей, достойных народного героя. Инспектор лишь скептически усмехнулся. Дешевый прием! Взять на себя небольшую вину и тем самым попытаться отвести серьезные обвинения... Ход достаточно не новый. И этот номер навряд ли здесь пройдет.
- Уведите арестованного.
Самое поразительное, что на этот раз Хан ван Меегерен сказал абсолютную правду.
Он был очень тщеславен и болезненно честолюбив. Всю жизнь мечтал о славе великого художника, представлял, как его произведения висят рядом с полотнами Рембранта, Франса Хальса, Яна Вермеера и других. Гордыня съедала его еще в родном Девентере, где прошла его юность, и в Дельфте, где он служил ассистентом по рисунку и истории искусства. Даже бедность не так угнетала молодого художника, как горечь непризнания. На 75 гульденов в месяц еще можно было как-то перебиться, но быть незаметным живописцем...
С этой участью ван Меерген примириться никак не мог. В 1913 году за исполненную им на конкурсе акварель в стиле XVII века Дельфтский институт искусств присудил ему золотую медаль. На следующий же день ему пришлось заложить ее в ломбард, а вскоре уже никто и не вспоминал а его первом успехе.
Ван Меерген переехал в Прагу. Работал много, упорно, с настойчивостью одержимого. Писал портреты, картины на аллегорические и библейские сюжеты. Долгие часы и дни проводил в музеях, пытаясь раскрыть секреты старых мастеров нидерландской живописи. В 1922 году устроил персональную выставку. Постепенно он становится известным как одаренный портретист. Пошли заказы, гонорары, поезди в Бельгию, Францию, Италию, Англию... Аристократии импонировала его тщательная, педантичная манера голландского живописца, его гладкое письмо и умение придать портретам современников блеск и аромат минувших эпох. Появились заказчики и с другой стороны океана, королям нефти и свиной тушенки тоже хотелось походить на настоящих королей...
Время нужды канули в Лету. Но мечта юности так и не забылась. Спустя годы ван Меегерен был так же далек от ее осуществления, как и прежде. Его хвалили, охотно принимали в высшем свете, ценили как любезного живописца, желающего и умеющего угодить заказчику. Но всерьез его все-таки е признавали. На выставках его картины оставались незамеченными, а рецензенты уделяли им в своих обзорах лишь несколько строк. Серьезная же критика или же вообще обходила его молчанием, или упрекала в несамостоятельности и подражании художникам прошлого. Музеи тоже пока что воздерживались от приобретения картин; облюбованное место возле Рембрандта и Франса Хальса (Помните фильм "Возращение "Святого Луки" с Басиашвили, Санаевым и Дворжецким?) занимали другие. Меегерен глубоко переживал неудачи ,но не терял надежды. Он верил, что однажды ему удастся ухватить капризную фортуну, стать признанным художником. В глубине души он был убежден в своей гениальности: мнение же критиков и знатоков искусства объяснял их близорукостью или завистью.
- Да, я обманул Геринга и его экспертов. Картину, которую все признавали за произведение Вермеера Дельфсткого, написал я, я!!
Упорно, с отчаянием, ван Меерген твердил одно и тоже на всех допросах.
- И не только "Христа и грешницу". Я написал еще пять "Вермееров" -
"Омовение ног" в амстердамском Рейксмузеуме,
"Голову Христа"
и "Тайную вечерю" в собрании ван Бойнингена,
"Благословение Иакова" в коллекции ван дер Ворма.
И даже знаменитого "Христа в Эммаусе", что в роттердамовском музее Бойманса. Тем же Бойнингену Ворму я продал две картины Питера де Хооха, их тоже сделал я. Голос арестованного прервался, словно захлебнувшись столь необычным признанием. Ван Меегерен знал, что решается вопрос о его судьбе, терять ему было нечего...
- Бросьте запираться. Это мы уже не раз слышали. Вот последнее заключение рестовраторов Лейтвилера и ван Бахемена. Они заверяют, что "Христос в Эммаусе" - произведение художника XVII, а не XX века.
- Нет, картину написал я. В Рокбрюне около Ниццы, где я жил до войны, в подвале моей виллы еще должны сохраниться этюды, наброски и та самая посуда, которую я изобразил на картине.
- Хорошо, проверим.
- Я докажу, что этих "Вермееров" и "де Хоохов" писал я. Дайте мне старый холст, кисти из барсучьего волоса, те краски, которые я укажу, дайте мне возможность работать, и я на ваших глазах напишу "Вермеера", и ни один эксперт не отличит его от подлинных.
Художник понимал ,что ему грозит в случае неудачи и все же не боялся столь рискованного эксперимента. Сейчас, в кабинете следователя, вся прошлая жизнь представлялась ему как тщательная подготовка к этому решающему экзамену.
И действительно, готовился он долго, не торопясь. Где-то еще в 20 годы созрел у него план действия, и осуществлял он его с редкостной целеустремленностью. Не один месяц внимательно, углубленно изучал биографии и творчество великих голландских художников XVII века, их манеру письма, особенности техники. В тиши библиотечных залов неутомимо листал старинные
манускрипты, переписывал замысловатые рецепты грунтов, красок, лаков. В непринужденных беседах со своим приятелем, реставратором Тео ван Вейнгарденом выведывал секреты живописной техники XVII века. Настойчиво искал такие же кисти из настоящего барсучьего волоса, которыми писали старые мастера, целыми днями тер в фаянсовой ступе краски. За огромные деньги - 12 000 гульденов купил маленький кулек драгоценной лазури, удивительно чистой краски, до сих пор сверкающей на картинах мастеров прошлого. В антиквариате приобрел картину неизвестного художника XVII века "Воскрешение Лазаря", живопись можно было смыть, а старый холст и раму использовать.
Эта была скрытая жизнь художника, "в миру" Хана ван Меегерена знали как веселого, преуспевающего портретиста, неплохо зарабатывающего и не сторонящегося радостей. В 1923 году он переезжает из Голландии на французскую Ривьеру и поселяется в Рокбрюне на уединенной вилле. Прежние гонорары обеспечили несколько лет тихого и безбедного существования. Вход в его мастерскую был закрыт для всех, не исключая и жену художника. Там, за закрытыми стенами ван Меегерен и священнодействовал. Первые опыты, правда, не принесли желанного успеха. Сначала художник написал "Мужской портрет" в духе голландского художника XVII века Герарда Терборха. Потом "Пьющую женщину" в стиле Хальса - и снова неудача. Слишком подражательны и несамостоятельны были эти работы, близость к их образцам слишком бросалась в глаза. Тем не менее Антониус не отступал. Особенно привлекали его картины живописца Яна ван дер Меера из Дельфта, или, как его называют обычно, Вермеера Дельфтского. Наряду с Рембрантом и Хальсом он принадлежит к величайшим художникам Голландии. Как и большинство современников, Вермеер был бытописцем - изображал жанровые сцены или аллегории в жанровом обличии. Сохранились также изумительные пейзажи его кисти. Но во многом Ян ван дер Меер стоял особняком среди собратьев по искусству и как человек, и как художник. Он отличался от большинства голландских мастеров кругом интересовавших его проблем. Вермеера занимала передача атмосферы, природного света, чистых цветовых отношений. Он избегал тональной (подчиненной определенному тону) гаммы, так же как и локальной (когда каждый предмет окрашен в определенный цвет, независимо от воздействия световоздушной среды). Предвосхищая живописцев последующих веков, он стремился к передаче тончайших цветовых нюансов, вызванных преломлением цвета в световоздушной среде. В поисках такого рода эффектов Вермеер пришел к своеобразной технике живописи, тонкой и скрупулезной. Его картины овеяны особой поэтичностью и одухотворенностью; они насыщены изумительными переливами ясного дневного света и прозрачных теней, чистых, звонких красок и музыкальной гармонии серебристых полутонов. Что удивительного в том ,что художник за свою жизнь создал всего несколько десятков картин? До нас дошло около сорока. Разве это сравнимо с сотнями, написанными любым другим голландским мастером, вынужденным работать на рынок?
Современники не понимали, да и не могли понять Вермеера. К тому же немногие его произведения потонули в массе работ Терборха, Метсю и других его соотечественников. "Открыли" Вермеера критики середины прошлого века, а вознесли его художники и теоретики импрессионизма. Тогда и начались лихорадочные поиски его произведений. Но их почти не осталось. Каждый Вермеер ценился буквально на вес золота, вот где могли поживиться мастера подделок, но Вермеер - "крепкий орешек", им он был не по зубам. И вот этого-то живописца, картины которого трудно даже копировать, не то чтобы подделать, ван Меерген избрал за образец. Никакие препятствия не могли остановить дерзкого и уверенного в себе художника.
"Музицирующая дама" (работа Вермеера),
"Читающая дама" Меегерена.
"Женщина, играющая на мандолине" (работа Вермеера),
"Женщина, играющая на мандолине" Меегерена.
От одной картины к другой совершенствовалась мастерство ван Меегерена, и все же ни одна не удовлетворяла взыскательного фальсификатора. Это были еще не «новые Вермееры», а лишь более или менее искусные компиляции из известных картин великого живописца: из одной взята модель, из другой ? композиционная схема, из третьей ? костюм или обстановка. Кое-что ван Меегерен, конечно, добавлял от себя, но преодолеть искусственность и надуманность подделки тогда еще не мог. Вместо непосредственности и трепетной жизни ? скованная поза, вместо внутреннего единства и неповторимого своеобразия ? мозаика хорошо известных образов и деталей. Это был тупик, и художник это понимал. Законченные, но неподписанные картины были отставлены в угол мастерской, где уже стояли запыленные "Терборх" и "Фальс". Надо было искать другой, принципиально иной путь к успеху. И найденный ван Меегереном выход делает ему честь, если вообще можно говорить о чести фальсификатора.
Жизнь и творчество Вермеера Дельфтского и по сей день во многом остаются неизвестными. Из поля зрения выпадают целые периоды его биографии. Кто был его учителем, был ли художник в Италии (кое-что говорит в пользу это гипотезы)? Почему он, житель протестантского Дельфта, был католиком? Не стал ли он им в Италии? Вот в этой лакуне биографических неясностей ван Меегерен и решил поймать удачу за хвост.
Действительно, почему католик Вермеер не оставил нам религиозных композиций? Именно этот "пробел" и решил заполнить фальсификатор, создав совершенно "новую" область творчества великого голландца. Благо, эти религиозные композиции не с чем сравнивать, разве что между собой, одну фальшивку с другой!
В поисках сюжета ван Меегерен остановился на известном евангелическом рассказе о явлении воскресшего Христа своим ученикам в Эммаусе. В качестве образца он избрал композицию картины
"Христос в Эммаусе" итальянского художника Караваджо , написанной им на ту же тему. Осталось самое главное ? написать картину, и написать ее надо было так, чтобы ни у кого не было сомнения в ее принадлежности кисти великого живописца.
Хан Антониус все тщательно предусмотрел и продумал, не забыл о каждой мелочи. С "Воскрешения Лазаря" была смыта старая живопись, холст был готов, даже к подрамнику он был прибит маленькими гвоздиками XVII века. Мягкие кисти из настоящего барсучьего меха, старинные рецепты, драгоценная лазурь, тертые вручную краски, использовавшиеся во времена Вермеера и его современников, посуда той эпохи для натюрморта. Ван Меегерен был уверен, картина выдержит любые проверки.
Работал он долго, терпеливо и тщательно. Самое трудное ? это проверка "на стиль", тот еле уловимый аромат времени, что всегда чарует в подлинных полотнах, какая-то особенная одухотворенность, присущая лишь немногим мастерам голландской живописи XVII века. Им здесь ван Меегерен не признавал никаких уступок. Одну только голову Христа он переписывал четыре раза, а движение, которым Иисус преломляет хлеб, он отрабатывал десять дней. Местный булочник, наверно, подумал, что на вилле питаются одним хлебом, так как заказы на него в это время резко возросли?
Семь месяцев ежедневного и напряженного труда потребовала картина. И вот, наконец, последние мазки. Художник еще и еще раз окидывает внимательным взглядом свое творение. Картина удалась, под такой бы не постыдился поставить свою подпись сам Вермеер! Но эта подпись, разумеется, должна быть без сучка и задоринки, даже малейшее, незаметное простому глазу промедление в начертании букв может насторожить подозрительных экспертов и графологов?
(Вверху 16 подписей Вермеера Дельфтского, внизу крупным планом 6 подписей ван Меегерена).И вот наконец картина закончена и подписана. Затем ван Меегерен сплошь покрыл ее коричневым лаком, придавшем ей патину времени. Чистые, сияющие краски померкли, виртуозно сделанная подпись скрылась, но зато полотно приобрело особый, "музейный" колорит, ныне присущий произведениям старых мастеров. Предстоял еще один важный этап работы ? картину надо было "состарить" лет на триста. Свое лучшее произведение фальсификатор, не дрогнув, подверг самым суровым испытаниям. Он сушит каритну при температуре 100-120 градусов, накатывает холст на цилиндр, но зато кракелюры получились просто превосходными ? совсем как настоящие. Чтобы замести все следы, художник аккуратно подкрасил трещины тушью. Теперь пусть приходят хоть все критики, никто из них не распознает подделки.
Осталась еще одно дело? Как ее обнародовать, как преподнести новосозданного Вермеера публике? Как видно, наш ван Меегерен бедностью фантазии не страдал, поэтому одному из сових друзей, голландскому юристу К. А. Боону он рассказал романтическую и довольно-таки убедительную историю о том, как он, ван Меегерен, нашел "Христа в Эммаусе" в Италии, как контрабандой, в обход таможенных законов перевез картину на каком-то паруснике чуть ли не с риском для жизни в Монте-Карло. Боон, как и рассчитывал ван Меегерен, не стал делать из этой истории большого секрета, и спустя какое-то время весть о находке ван Меегерена стала достоянием общественности.
На французской Ривьере в те годы жил один из крупнейших знатоков голландской живописи, автор капитальных трудов ,не утративших своего значения и по сей день, доктор Абрахам Бредиус.
Внимательно ознакомившись с картиной и раскрыв подпись, он пришел к заключению, что "Христос в Эммаусе" ? подлинное и притом первоклассное произведение раннего Вермеера Дельфтского. Осенью того же 1927 года в солидном английском журнале "Burlington Magazine" появилась публикация Бредиуса о сенсационной находке шедевра Вермеера.
Машине был дан ход, и она покатилась. О "Христе в Эммаусе" заговорили искусствоведы, критики, антиквары. Ван Меегерну оставалось теперь только регулировать ход событий и выбирать из предложений самое выгодное. В Рокбрюн примчался для переговоров торговец картинами Д. А. Хугендейк. Заинтересовались "Христом в Эммаусе" и "Общество голландских любителей искусств им. Рембранта", приобретавшее произведения искусства для музеев Нидерландов. В конце концов за 550 тысяч гульденов картину купил по поручению общества коллекционер Д.Г. ван Бойнинген. "Христос в Эммаусе" был передан музею Бойманса в Роттердаме; ван Меегерен получил 340 тысяч , а Хугендейк, как посредник, остальное.
В музее картина попала в руки опытного реставратора ,в течении трех месяцев он наблюдал за ее состоянием, аккуратно расчищал от потемневшего лака и наслоений "времени", подводил под нее новый холст. В сентябре 1938 года картина была впервые показана широкой публике на выставке в числе 450 шедевров голландской живописи. Успех был потрясающий. Перед кариной постоянно толпилась восторженная публика. Подавляющее большинство специалистов и критиков объявили "Христа в Эммаусе" одним из лучших и наиболее совершенных творений Вермеера. "Чудо явления стало чудом живописи", ? писал искусствовед де Фрис. Немецкий исследователь Курт Рлитцш поместил репродукции с картины в своей обстоятельной монографии о творчестве Вермеера Дельфтского. Мало кто не поддался тогда обаянию этой картины, мало кого не убедила ее содержательность, своеобразная одухотворенность персонажей, замечательная красота колорита. Эти достоинства отвлекали на первых порах внимание исследователей от мелких промахов художника, углубленного художественно-стилистического и технологического анализа картины. Всех словно поразил внезапный шок, радость большого открытия. Собсвенно, на это также рассчитывал фальсификатор, и этот расчет блестяще оправдался.
Правда, были в бочке меда и ложка дегтя. В 1939 году "первооткрыватель" Абрахам Бредиус, усомнившись в принадлежности "Христа в Эммаусе" кисти Вермеера, отказался от своей поспешной атрибуции. Но его заявление восприняли тогда как причуда старого ученого и не обратили на нее никакого внимания. Предостережения немногочисленных экспертов, призывавших к осторожности, были попросту не слышны в дружном хоре диферамбов?
Да, это был триумф, долгожданный триумф, ради которого были отданы десять лет жизни. Цель была достигнута, ван Меегерен мог торжествовать полную победу. Художник замолчал, утомленный долгим рассказом. Инспектор Воонинг слушал, не перебивая.
- Хорошо, допустим, все было именно так. Ваша картина была признана за произведение Вермеера Дельфтского, приобретена крупным музеем, и теперь вы имели все возможности раскрыть свою проделку и вдоволь потешиться над критиками и знатоками. Не так ли? Но ведь вы этого не сделали?
- Да. Я продолжал работать над фальшивками. Я хотел ,чтобы мои картины висели в лучших национальных музеях. Свою деятельность я рассматривал как протест против тех унижений, которые мне пришлось вынести со стороны клики критиков. И кроме того, я очень люблю живопись старых мастеров?
- А состояние в пять с половиной миллионов гульденов тоже от этой страстной любви?
На допросе ван Меегерен так и не нашелся, что ответить, но сейчас, оставшись в тюремной камере наедине с собой, он не мог забыть ироническую усмешку инспектора. Он лгал. Лгал на допросе. Лгал самому себе все последние годы. Но ведь от самого себя никуда не сбежишь? Никакие "возвышенные" мотивы не могли скрыть его истинных побужений? Его картина смогла выдержать испытания ,но сам художник перед испытанием богатством не устоял. Деньги, деньги и еще раз деньги!
В 1938-1939 годах ван Меегерен пишет две картины в духе жанровых полотен выдающегося голландского художника XVII века Питера де Хооха. По сравнению с тем же "Христом в Эммаусе" это был шаг назад: компиляция, использование уже известных приемов, деталей образов. Но покупатели нашлись сразу. Одну из картин
"Пирующую компанию" ? приобрел уже известный нам ван Бойнинген, другую
"Компания, играющая в карты" ? роттердамский коллекционер В. ван дер Ворм. Фальсификатор положил в карман примерно 350 тысяч гульденов.
С началом II мировой войны ван Меегерен возвращается в Голландию и покупает в Ларене уютную усадьбу. Трагедия его родины, оккупированной врагом, не слишком тронула художника, тяготы войны его не коснулись, богатые люди могут устроиться при любых властях? Более того, атмосфера военной неразберихи, когда немецкие "культуртрегеры" беззастенчиво грабили завоеванные страны, когда гибли ценнейшие произведения тскусства, а спрос на картины старых мастров продолжал расти, - эта ситуация как нельзя лучше благоприятсвовала задуманным аферам. Ведь для глубоких, обстоятельных экспертиз уже не хватало времени, и "под шумок" могло сойти многое ,что в мирные годы вызвало бы подозрения, тем более ,что новые фальшивки по исполнению стояли значительно ниже "Христа в Эммаусе". Ван Меегерен ,что называется, ловил момент, открытая им золотоносная жила еще далеко не иссякла. За три года ? пять новых "Вермееров" ,и все на религиозные темы. Правда, примерно же в это время возникли слухи, что здесь что-то не чисто, почему вдруг в одних руках оказалось столько Вермееров? Да и собственные картины Меегерена по манере были подозрительно схожи, хотя на все эти разговоры мало кто тогда обращал внимание, о них вспомнили позднее.
"Голову Христа" купил ван Бойнинген. Ему же при посредничестве антикваров Хугендейка и Стрейбиса была продана "Тайная вечеря". В. ва дер Ворм, не желая отставать от своего соперника, приобрел "Благославление Иакова". В 1943 году Рейксмузеум в Амстердаме ? крупнейший музей Голландии ? покупает "Омовение ног". И, наконец, "Христос и грешница" попадает в коллекцию самого Геринга.
Следствие еще не было закончено, но ван Меегерна освободили под залог до суда. В его мастерскую на Кайзерсграхт доставили старый холст, необходимые кисти и краски.
Художник углубился в работу. Это был его последний козырь в игре, в игре, на кону которой стоял не очередной миллион, а его жизнь. Ван Меегерен писал своего седьмого и последнего "Вермеера"
картину "Христос среди учителей". В мастерской постоянно дежурили полицейские, за спиной художника толплись любопытные, в общем, условия были те еще, конечно, это сказалось на качестве работы ,но главное было достигнуто: крупнейшие специалиств признали, что Хан ван Меегерен может быть автором фальшивых Вермееров.
Но был ли он им? На этот вопрос должна была ответить авторитетная комиссия экспертов, возглавляемая директором брюссельского Института художественного наследия профессором Полем Коремансом. Видные искусствоведы, реставраторы, знатоки техники старых мастеров обстоятельно изучили шесть "Вермееров" и двух "де Хоохов". В арсенал исследователей входили всевозможные технические средства ? рентген, микрохимический анализ и т.д. Анализ нитей показал, что холст старый. Рентгеновские лучи, пройдя сквозь верхние слои живописи, открыли остатки старой, поверх которой ван Меегерен писал свои фальшивки. Рентген вскрыл еще одно обстоятельства: кракелюры нижнего и верхнего слоя не совпадали. Другими словами, они возникли в два четко разделенных периода, причем материал живописи в обоих случаях был различен. Даже поверхностный химический анализ показал, что фальсификатор употреблял тушь, втерев ее в искусственные кракелюры, для придания им более "древнего" вида. Итак, материал живописи верхних и нижних слоев был неодинаков, микрохимический анализ пояснил, в чем разница. Первичная картина была написана, как и полагалось голландцам XVII века ? маслом. Ван Меегерен же побоялся использовать эту технику. Он знал, что при первой же проверке спиртом свежая масляная живопись растворится и тем самым фальшивка выдаст себя. И ван Меегерен, во всем другом придерживающийся старой техники, здесь отступил от нее и применил современное связующее вещество ? синтетическую смолу. Она не поддается воздействию спирта, но и не растворяется и в кислотах, а масляная живопись, даже многовековой давности, не может им противостоять, а если кислоты не берут краску, значит она современного происхождения. Таким образом фальсификатор оказывался в любом случае в ловушке. В довершение всего химический анализ красителей и смол, найденных в доме ван Меегерена, и анализ красочного слоя исследованных картин указали на идентичность этих материалов. Творец фальшивок был установлен, замечу, что это был сложнейший случай, где за дело взялся большой профессионал, тонкий художник, превосходный знаток старой живописи и специалист в области истории искусства. И даже в этом случае ученым не пришлось использовать весь свой арсенал средств? Наконец, комиссия обнародовала свое заключение: все картины были исполнены художником середины XX столетия ? Ханом ван Меегереном.
Спустя несколько месяцев, 28 октября 1947 года в четвертой камере Амстердамского суда начался процесс над фальсификатором.
Обвинение в коллаборционизме было с него снято; оставалась только подделка произведений искусства с целью наживы. Подсудимый признал себя виновным. 12 ноября огласили приговор: один год тюремного заключения. В своем последнем слове ван Меегерен просил суд позволить ему писать в тюрьме портреты: тепрь он стал знаменит более ,чем когда либо, заказчив хоть отбавляй. Осужденный не выглядел удрученным, отделавшись таким доаольно мягким наказанием, он строил большие планы на будущее. Но этим планам так и не суждено было осуществиться. 30 декабря 1947 года заключенный Амстердамской тюрьмы Хан Антониус ван Меегерен скоропостижно скончался от разрыва сердца?
Через три года состоялся аукцион, на котором распродавались работы "великого фальсификатора", как называли ван Меегерена в газетах. "Христос среди учителей" пошел за три тысячи гульденов; остальные подделки ? до трехсот гульденов каждая?
Ну вот, вроде можно поставить точку, но дело на этом не кончилось. Жертвы фальсификатора потерпели огромный моральный и материальный ущерб. "Шедевры" в их коллекциях обесценились, а репутация знатоков искусства оказалась сильно подмоченной. Не все смогли смириться с такими последствиями. Сразу же после смерти ван Меегерена коллекционер ван Бойнинген возбуждает в бельгийском суде процесс против главного эксперта профессора Поля Кореманса, никакие аргументы не могут переубедить ван Бойнингена, он хочет доказать, что по крайней мере две картины - "Христос в Эммаусе" и "Тайная вечеря" ? принадлежат кисти не ван Меегерена, а Яна Вермеера Дельфтского. Собственно, научная истина уже установлена, и оспаривать ее трудно. Однако все время находятся люди, пытающиеся опровергнуть выводу экспертов и признание самого ван Веегерена, которому посмертно приписывапют манию величия. В 1949 году П. Кореманс опубликовал в Амстердаме книгу: "Поддельные Вермееры и де Хоохи ван Меегерена". В ответ на нее в Роттердаме вышла другая книга: "Вермеер ? ван Меегерен. Возвращение к истине". Но это "возвращение к истине", попытка доказать, подлинность фальшивых картин оказалась попыткой с негодными средствами. А. Лавашери, автор изданной в 1954 году книги "Вермеер ? ван Веегерен. Поддельные и подлинные", целиком поддержал точку зрения Кореманса и его коллег.
В общем, спрос рождает предложение, и пока к искусству будут относиться как к средству получения наживы, продукция таких вот ван Меегерены будет всегда востребована. В принципе, если бы не признание фальсификатора и его связи с первыми лицами фашистской Германии, про эти подделки мы могли никогда и не узнать. Любопытно, а сколько же осталось нераскрытых фальшивок, где дело не имело такой громкий резонанс?
Картинки, детали и обсуждение - здесь:
http://newparadigma.ru/engines/civ-engine-latest/read.php?f=3&i=74252&t=74252 |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Пт Мар 11, 2005 1:41 am |
|
|
[продолжение истории Баудолино о трёх Волхвоцарях]
"Баудолино понимал, что порядочные мощи могут изменить статус города, сделать из него цель бессчётных паломничеств, преобразить приходскую церковь в мавзолей. Кому нужнее всего Волхвоцари? Он немедленно подумал о Рейнальде. Рейнальду было вверено кёльнское архиепископство, но он всё ещё не доехал туда, а следовательно, официально не поставился. Вступить в епархию, внеся нетленные мощи Волхвоцарей, вот это въезд для иерарха!
Рейнальд отыскивает символы священноимператорской власти? Так вот ему даже не один, а целых три Царя, бывших одновременно и священниками!...
Баудолино со всех ног полетел в бивак императора, прямиком к Рейнальду. Канцлер мгновенно оценил масштаб Баудолиновой находки, – Действуем быстро и тихо. Нельзя выносить раку, сразу бросится в глаза. Всяк захочет отобрать наше найденное и препроводить в свой город. Находим три обычных гроба из некрашеной сосны, ночью выносим гробы за стены, на вопросы отвечаем, что это герои, сложившие голову в битве. В деле участвуете только ты плюс Поэт плюс мой доверенный слуга. Потом гроба останутся в условленном месте. Пусть подождут, особой спешки не вижу. Прежде чем въезжать с ними в город Кельн, требуется, чтобы о происхождении мощей, да и о самих Волхвоцарях были собраны подлинные свидетельства. Завтра ты возвращаешься в Париж, там ученых друзей у тебя предостаточно, подберешь что возможно по истории Волхвов...
Через день Баудолино тронулся в путь. В Париже Абдул, знаток восточных редкостей, познакомил его с одним сен-викторским каноником, который знал ещё больше его.
– Волхвоцари, ага! – сказал тот. – В преданиях они упоминаются постоянно, многие отцы Церкви о них говорят, но вот в Евангелиях, во всех, кроме одного, молчание. Цитаты из Исайи и других пророков звучат двусмысленно: кое-кто толкует их как указание на Волхвов, однако может быть, в данных местах говорится совсем не про это. Кто были Волхвы, и как их по-настоящему звали? Я встречал в одном источнике: Гормиц из Селевкии, бывший царем Персии, Яздегард, царь савский, и Пероц, царь себский. В другом месте приводятся: Гор, Басандер, Карундас. Ещё у одного автора, очень уважаемого, Волхвы названы Мелкой, Гаспар и Балтазар, или же Мельк, Каспар и Фадиццард. Ещё встречаются Магалат, Галгалат и Сарацин. А также Аппелиус, Амерус и Дамаск...
– Аппелиус и Дамаск... прелестно, это мне напоминает дальние земли, – вставил Абдул, устремив неведомо куда взгляд.
– А Карундас не напоминает? – рыкнул Баудолино. – Нам нужны не три имени, которые нравятся тебе, а три подлинных имени.
Каноник продолжал бубнить своё: – По-моему, лучшим из решений могут быть Витизарей, Мельхиор и Гатасфа, первый из них был царём годольским и савским, второй нубийским и аравийским, третий фарсисским и царём острова Эгризоула. Были ли они знакомы между собой перед событием? Нет, все они встретились в Иерусалиме и чудотворным образом друг друга признали. Есть, правда, мнение, что они обитали на горе Победной, она ещё называется гора Ваус, с вершины которой наблюдаются знамения неба, и на Победную гору они вернулись обратно после посещения Христа, а позднее вместе с епископом Фомою просветительствовали в Индиях, но по этой теории Волхвов было не три, а двенадцать.
– Двенадцать Волхвоцарей? Не слишком ли?
– Вот и Иоанн Златоуст так говорит... Имена их Цхрвндд, Хврмзд, Австсп, Арск, Црвнд, Арыхв, Артхсыст, Астнбвзн, Мхрвк, Ахсрс, Нсрдых, а также Мрвдк. Однако требуется хорошенько разобраться... Согласно Оригену, их было трое, по числу сыновей Ноя, и трое по числу Индий, из которых они происходили...
– Даже пускай их бы было и двенадцать, – изрёк Баудолино, – но мы в Милане нашли их три, значит, именно для трёх следует подобрать подходящую историю. Пусть они зовутся Балтазар, Мельхиор и Гаспар, что мне кажется удобнее для произношения, нежели те чихательные созвучия, которые мы имели честь тут слышать от нашего уважаемого учителя. Теперь понять бы, каким путем они попали в Милан.
– Да понять-то в сущности нетрудно, – отвечал каноник. – Труднее было им попасть. Но в этом смысле уже всё в порядке. Думаю, что захоронение Волхвов было найдено на Победной горе императрицей Еленой, матерью Константина. Женщина, сумевшая обрести подлинный крест, на котором распяли Христа, вполне могла без труда откопать и подлинных Волхвов. Потом Елена перенесла их тела в Константинополь в собор Святой Софии...
– Ну нет, в этом случае восточноримский император потребует их обратно, – тут же возразил Абдул.
– Не робей, – успокоил его каноник. – Если они оказались в базилике Святого Евсторгия, то не иначе как сей добродетельный подвижник, из Византии в правление василевса Маврикия, то есть задолго до нашего Великого Карла, переведённый в Милан, дабы он занял там епископскую кафедру, их доставил в свой миланский приход. И не крал же он этих Волхвов, Евсторгий, а как всякому понятно, получил их в дар лично от василевса Восточной империи Римской!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
AL Гость цитировать
|
Японский профессор-фальсификатор | Добавлено: Пт Мар 18, 2005 2:04 am |
|
|
РУКА БОГА” ОКАЗАЛАСЬ “РУКОЙ ДЬЯВОЛА”
Блестящая карьера известного японского археолога Синъити Фудзимуры начиналась необычно.
Скромный служащий небольшой фирмы в Осаке, Фудзимура не занимался филателией и не посещал гольф-клубы, он также избегал дружеских вечеринок, стремясь в одиночку наслаждаться своим любимым занятием. Фудзимура увлекался изучением древней и древнейшей истории Японии. Эта страсть стала его судьбой.
Бросив работу в фирме, в 1972 году он решил всерьез заняться археологией. Историк-самоучка с завидным старанием и упорством изучал методику археологических исследований и вскоре сам стал заниматься раскопками.
Свое первое открытие, принесшее ему славу, Фудзимура совершил, когда в 1981 году во время раскопок древнего городища обнаружил остатки каменных орудий эпохи палеолита. Их возраст был более 40 тысяч лет. Это явилось самой древней археологической находкой в Японии, что произвело настоящий фурор в научном мире.
Благодаря этой находке японцы узнали, что их предки жили на японских островах гораздо раньше, чем они могли предполагать.
О Фудзимуре сразу заговорили как о талантливом археологе. Удача неизменно сопутствовала ему там, где другим не удавалось даже приблизиться к ней.
В последующие за сенсационной находкой годы Фудзимура провел в общей сложности 150 археологических экспедиций по всей Японии, результаты которых все дальше отодвигали историю страны в глубь веков.
Фудзимура удостаивается многочисленных похвал и почестей. Его имя не сходит со страниц научно-популярных газет и журналов. Он становится ведущим специалистом по эпохе палеолита в Японии. Его находки заносятся в учебники истории, по которым занимаются все японские школьники. Его научной деятельности посвящен специальный курс лекций на исторических факультетах японских университетов. Фудзимура занимает пост заместителя директора крупнейшего в Японии Института палеонтологических исследований Тохоку.
Его археологические изыскания становятся настолько известными, а удачливость историка так велика, что Фудзимура получает прозвище “Рука Бога”.
Другие японские археологи терялись в догадках, как это ему удается найти предметы старины даже там, где ранее уже производились раскопки. Сам Фудзимура объяснял это интуицией специалиста и “особым чутьем” археолога.
Во время своей последней экспедиции осенью этого года Фудзимура объявил, что в районе города Цукидатэ, что в префектуре Мияги, им обнаружены остатки поселения эпохи раннего палеолита и сделанное им открытие перевернет все существующие представления о древней истории Японии.
22 октября Фудзимурой были найдены явно обработанные человеческой рукой примитивные каменные орудия труда, которые находились в историческом слое грунта (выделено мной. – К.К.), соответствующие эпохе более чем 600-тысячелетней давности. Из чего следовало, что поселение первобытных людей в Японии являлось самым древним на нашей планете.
Произошла историческая сенсация мирового масштаба – японцы убедительно и на конкретном примере доказали, что они самая древняя нация на Земле.
Но...
В японском языке есть меткая пословица: “Даже обезьяна иногда падает с дерева”.
Скандал разразился неожиданно.
Один из членов экспедиции, которому почему-то в ту ночь не спалось, выйдя на рассвете из палатки, застал Фудзимуру за весьма странным занятием.
Почтенный сэнсэй, мэтр японской археологии что-то копал на месте раскопок.
Первоначально страдающий бессонницей коллега Фудзимуры не придал этому особого значения. Археолог всегда археолог.
Однако Фудзимура занимался не совсем тем, что обычно делают археологи. Он не раскапывал, а, наоборот, что-то закапывал.
А днем “Рука Бога” обнаружил еще одну сенсационную находку. Археолог, наблюдавший накануне за странным поведением главы экспедиции, заметил, что сделана она была именно в том месте, где ранним утром копал Фудзимура.
Засомневавшийся археолог обратился за советом к своему приятелю, работавшему в местном отделении газеты “Майнити”.
Далее все развивалось по законам детективного расследования.
Современная оптика японского фотожурналиста беспристрастно зафиксировала Фудзимуру, закапывающего камни, которые потом выдавались за “выдающиеся” археологические находки.
Опубликованные 5 ноября в газете фотографии произвели эффект разорвавшейся бомбы. Известнейший японский археолог с мировым именем оказался обыкновенным мошенником.
Фудзимура признался, что совершил подлог не только в районе Цукидатэ, но и еще в сорока двух местах Японии.
Разгадка археологического “успеха” Фудзимуры объяснялась просто – он брал камни из раскопок, несколькими ударами молотка придавал им форму примитивного скребка, а затем снова закапывал их в том же месте.
Свои действия Фудзимура объяснил просто: стремлением “стать знаменитым”.
“Я не знаю, что со мной произошло. Наверное, я поддался влиянию дьявола”, – единственное, что он смог сказать в свое оправдание.
Вот так.
“Рука Бога” оказался “рукой дьявола”.
Нет нужды говорить, что этот позор тяжело переживает весь научный мир Японии. Настоящие ученые пытаются исправить то, что лжеисследователь натворил за последние годы.
Кстати, некоторые специалисты с менее известными именами еще во время пика популярности Фудзимуры говорили, что найденные им предметы не соответствуют историческому и культурному слою археологических раскопок, однако к их мнению тогда не прислушались, поддавшись влиянию авторитета Фудзимуры.
История эта хоть и поучительна, но отнюдь не нова в современной японской историографии.
Например, в 1931 году некий Нобуо Номура объявил, что им найдена бедренная кость древнего человека, жившего в Японии еще задолго до появления каменных орудий труда.
Впоследствии эта историческая “утка” была опровергнута и забыта.
Так же и сейчас стараются поспешно замять скандал с Фудзимурой. Археологи ведут проверку подлинности “открытий” в тех местах, где работали его экспедиции, а Министерство образования Японии в срочном порядке выпустило специальный вкладыш для учебников по истории, в котором указывается, что археологические находки, свидетельствующие о древних японских поселениях каменного века в Японии, следует считать недействительными...
Перевел Константин КУПИН,соб. корр. “ЛГ”, ТОКИО
© "Литературная газета", 2001 |
|
Вернуться к началу |
|
|
lirik [Админ] цитировать
Зарегистрирован: 19.12.2003 Сообщения: 1102 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Пн Мар 21, 2005 3:00 pm |
|
|
Глава из первого тома "Античность" трехтомника М.М.Постникова -
Археологические фальсификации
§ 1. Археологические фальсификации................ 163
Знаменитые подделки нового времени........... 163
Фальсифицирующие реставрации...... 166
Фальсификации ученых 167
Бросовая фальсификация 168
Подделки эпохи Возрождения.... 169
Разоблачение подделок........... 170
Надписи........... 171
Нумизматика..... 173
Религиозные подделки........... 174
Заключение....... 176
Цитата: | Не брезговали фальсификациями и признанные ученые. В этой связи крайне примечательна и характерна история «открытия» немецкого археолога Губерта Гримме. В 1906 г. на скалах в районе Синая было обнаружено восемь надписей, отнесенных к XVI-XV вв. до н.э., выполненных на одном из древних семитских наречий. В 1923 г. Гримме выпустил работу, в которой дал расшифровку двум из этих надписей. Согласно Гримме, надписи ясно свидетельствовали о том, что в те времена на Синае уже существовал культ Яхве. Подтверждалось и историческое существование Иосифа («Горе, похоронен Иосиф...») и Моисея, а также заодно подтверждался и ветхозаветный миф о том, что младенец Моисей был вытащен из Нила дочерью фараона («ты была милостива, вытянула меня из Нила и поставила меня над храмом...М... который на Синае»).
Естественно, что среди специалистов немедленно вспыхнули споры. Одни заявили, что неверна расшифровка; другие настаивали на том, что все это - грубо сработанная фальшивка. Гримме защищался...
Самое поразительное, что никто из всех специалистов не удосужился обратиться к оригиналам этих надписей ; единственным оригиналом, на основе которого и развернулась вся дискуссия, были рисунки, сделанные самим Гримме. И только через некоторое время известный египтолог Зете додумался, наконец, обратиться к оригиналам и опубликовал точный снимок синайской надписи. «Оказалось, что там нет ничего похожего на то, что прочитал Гримме. Фальшивка была разоблачена» ([43], стр. 100). На оригинале надписи сохранилось лишь несколько полустертых значков, а вся остальная площадь была полностью разрушена, вот эти-то разрушенные тексты и «восстановил» Гримме, прекрасно зная, что вряд ли кто-нибудь догадается поинтересоваться хотя бы фотографией надписи. Его разоблачили лишь потому, что его «прочтение» было излишне сенсационно; если бы он был чуть поосторожнее, никому бы, судя по всему, и в голову не пришло полюбопытствовать: насколько точно соответствует оригинал надписи опубликованному рисунку от руки.
Отметим, кстати, что некоторые важнейшие клинописные тексты известны только в рисунках. Известный археолог Штрассмайер в течение многих лет работал в архивах Британского музея, переписывая тысячи табличек, принадлежавших якобы последнему периоду истории Вавилона. По заявлению Штрассмайера, среди этого материала им были найдены таблички с астрономическими данными, позволяющими датировать эти тексты. Например, среди этих табличек имеется «перевод дневника Гиппарха», относящийся якобы к 232 г. до н.э.
Как ни странно, но «ни один из текстов не был опубликован в официальных изданиях Британского музея, и нет никакой информации о подобных табличках, приобретенных Британским музеем после того, как Штрассмайер перестал их переписывать» ([23], стр. 112). До сих пор ученые довольствуются лишь фотографиями с записных книжек Штрассмайера (см. эти фотографии в [23], табл. 14).
Всего Штрассмайером было «найдено» 240 (!) астрономических текстов и фрагментов. По утверждению Н.А. Морозова, исследование этих текстов доказывает, что они являются подлогом, выполненным Штрассмайером. К сожалению, Н.А. Морозов своего анализа текстов Штрассмайера опубликовать не успел.
В 1856 г. Бругшем, знаменитым впоследствии египтологом, а тогда начинающим ученым, были найдены четыре прекрасно сохранившиеся деревянные (!), покрытые гипсом, таблички, содержащие сведения о положении планет в созвездиях (гороскопы). Бругш датировал их 116 годом н.э. и послал таблички астроному Био для астрономической проверки. Био подтвердил датировку (гороскопы действительно показывали близкое время), однако не выразил особого восторга по этому поводу и заявил, что это вычисления, а не наблюдения, сделанные, по-видимому, каким-то астрологом (см. [23], стр. 104). По утверждению Н.А. Морозова, анализ этих текстов также доказывает, что они являются подлогом. Многочисленные странности текстов табличек Бругша были замечены уже давно, но никто, однако, не осмеливался провести их исследование до конца. Скорее всего, молодой Бругш не удержался от соблазна начать свою научную деятельность с сенсационной находки. Подобно тому, как литературная фальсификация является одним из способов начать карьеру писателя, сенсационная археологическая фальсификация представляет собой способ начать научную карьеру. |
|
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
Закончилась 30-летняя карьера известного антрополога | Добавлено: Пт Мар 25, 2005 5:01 pm |
|
|
после вскрытия его фальсификации в области археологии
It appeared to be one of archaeology's most sensational finds. The skull fragment discovered in a peat bog near Hamburg was more than 36,000 years old - and was the vital missing link between modern humans and Neanderthals.
This, at least, is what Professor Reiner Protsch von Zieten - a distinguished, cigar-smoking German anthropologist - told his scientific colleagues, to global acclaim, after being invited to date the extremely rare skull.
However, the professor's 30-year-old academic career has now ended in disgrace after the revelation that he systematically falsified the dates on this and numerous other "stone age" relics.
Yesterday his university in Frankfurt announced the professor had been forced to retire because of numerous "falsehoods and manipulations". According to experts, his deceptions may mean an entire tranche of the history of man's development will have to be rewritten.
"Anthropology is going to have to completely revise its picture of modern man between 40,000 and 10,000 years ago," said Thomas Terberger, the archaeologist who discovered the hoax. "Prof Protsch's work appeared to prove that anatomically modern humans and Neanderthals had co-existed, and perhaps even had children together. This now appears to be rubbish."
The scandal only came to light when Prof Protsch was caught trying to sell his department's entire chimpanzee skull collection to the United States.
An inquiry later established that he had also passed off fake fossils as real ones and had plagiarised other scientists' work.
His discovery appeared to show that Neanderthals had spread much further north than was previously known.
But his university inquiry was told that a crucial Hamburg skull fragment, which was believed to have come from the world's oldest German, a Neanderthal known as Hahnhöfersand Man, was actually a mere 7,500 years old, according to Oxford University's radiocarbon dating unit. The unit established that other skulls had been wrongly dated too.
Another of the professor's sensational finds, "Binshof-Speyer" woman, lived in 1,300 BC and not 21,300 years ago, as he had claimed, while "Paderborn-Sande man" (dated at 27,400 BC) only died a couple of hundred years ago, in 1750. ( впечатляюще, прям скажу)
"It's deeply embarrassing. Of course the university feels very bad about this," Professor Ulrich Brandt, who led the investigation into Prof Protsch's activities, said yesterday. "Prof Protsch refused to meet us. But we had 10 sittings with 12 witnesses.
"Their stories about him were increasingly bizarre. After a while it was hard to take it seriously. You had to laugh. It was just unbelievable. At the end of the day what he did was incredible."
During their investigation, the university discovered that Prof Protsch, 65, a flamboyant figure with a fondness for gold watches, Porsches and Cuban cigars, was unable to work his own carbon-dating machine.
Instead, after returning from Germany to America, where he did his doctorate, and taking up a professorship, he had simply made things up.
In one case he had claimed that a 50 million-year-old "half-ape" called Adapis had been found in Switzerland, an archaeological sensation. In reality, the ape had been dug up in France, where several other examples had already been found.
Prof Terberger said that he grew suspicious about the professor's work in 2001 after sending off the skull fragment to Oxford for tests.
Further tests revealed that all of the skulls dated by Prof Protsch were in reality far younger than he had claimed, prompting Prof Terberger and a British colleague, Martin Street, to write a scientific paper last year.
At the same time, German police began investigating the professor for fraud, following allegations that he had tried to sell the university's 278 chimpanzee skulls for $70,000 to a US dealer.
Why, though, had he done it?
"If you find a skull that's more than 30,000 years old it's a sensation. If you find three of them people notice you. It's good for your career," Prof Terberger said. "At the end of the day it was about ambition."
Other details of the professor's life also appeared to crumble under scrutiny. Before he disappeared from the university's campus last year, Prof Protsch told his students he had examined Hitler's and Eva Braun's bones.
He also boasted of having flats in New York, Florida and California, where, he claimed, he hung out with Arnold Schwarzenegger and Steffi Graf. Even the professor's aristocratic title, "von Zieten", appears to be bogus.
Far from being the descendant of a dashing general in the hussars, the professor was the son of a Nazi MP, Wilhelm Protsch, Der Spiegel magazine revealed last October.
The university is investigating how thousands of documents lodged in the anthropology department relating to the Nazis' gruesome scientific experiments in the 1930s were mysteriously shredded, allegedly under the professor's instructions.
They also discovered that some of the 12,000 skeletons stored in the department's "bone cellar" were missing their heads, apparently sold to friends of the professor in the US and sympathetic dentists.
Yesterday the university admitted that it should have discovered the professor's fabrications far earlier. But it pointed out that, like all public servants in Germany, the high-profile anthropologist was virtually impossible to sack, and had also proved difficult to pin down.
"He was perfect at being evasive," Prof Brandt said yesterday. "He would switch from saying 'it isn't really clear' to giving diffuse statements.
"I'm not a psychologist so I can't say why he did it. But my guess is that when he came back from the States 30 years ago he realised he wasn't up to the job of being a professor. So he started inventing things. It rapidly became a habit.'
Yesterday the professor, who lives in Mainz with his wife Angelina, didn't respond to emails from the Guardian asking him to comment on the affair. But in earlier remarks to Der Spiegel he insisted that he was the victim of an "intrigue".
"All the disputed fossils are my personal property," he told the magazine.
The Guardian
Вот к чему привела страсть к "Порше", часикам золотым и девчонкам молодым. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Пн Мар 28, 2005 7:49 am |
|
|
Из архивов:
Профессор Еврейского университета: власти Израиля "фабрикуют иудейские святые места"
(04.06.2001, NEWSru.com)
Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Моше Маоз обвинил власти Израиля в том, что они в политических целях "фабрикуют иудейские святые места" на оккупированных территориях, сообщает агентство "Благовест-инфо".
Выступая на встрече с Советом по общественным связям еврейской общины Нью-Йорка, профессор Маоз заявил, что после войны 1967 года в зонах, населенных преимущественно палестинцами, израильские власти стали "изобретать всякого рода гробницы".
В качестве примера он привел случай с гробницей ветхозаветного праведника Иосифа в Наблусе, которую палестинцы в октябре 2000 года осквернили и устроили на ее месте мечеть. По словам профессора, гневная реакция мирового еврейства на эту акцию была "преувеличена", так как сами же мусульмане - в частности, их совет в США - осудили осквернение гробницы.
Вообще, по мнению Маоза, когда речь заходит о почитании святых мест, "иудаизм сводится порой к язычеству". "Мы освящаем камни и могилы, забывая при этом о духе", - заявил израильский профессор.
Правительство Израиля, на деньги которого осуществлялась поездка Маоза в США, поспешило отмежеваться от его заявлений о "фабрикации святых мест", отмечает "Благовест-инфо".
http://www.newsru.com/religy/04jun2001/maoz.html |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
|
Вернуться к началу |
|
|
юг Гость цитировать
|
литературные подделки | Добавлено: Пн Июл 04, 2005 12:05 pm |
|
|
Есть ли у кого книга Евгения Ланна "Литературные мистификации", М. 1930? |
|
Вернуться к началу |
|
|
шумах Гость цитировать
|
|
Вернуться к началу |
|
|
irmy
цитировать
Зарегистрирован: 10.02.2005 Сообщения: 1663
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|